Странная форма запорожской реформы

img-1610Чиновники не первый год пытаются улучшить городское хозяйство. Однако результаты таких улучшений разочаровывают как горожан, так и самих «реформаторов» Слово «реформа» давно ассоциируется с дополнительной головной болью, а не с улучшением, как того хотелось бы властям. В этом году тайфун реформирования пройдется по всем отраслям жизни: медицине, ЖКХ, образованию, производству. Он затронет практически каждого из нас, ведь даже старый добрый Трудовой кодекс – и тот «отреформируют», после чего трудиться придется больше. Естественно, на благо реформаторов

Запорожская скорая помощь застыла в ожидании реформы

 Ночь с 31 декабря на 1 января надолго запомнилась врачу одной из бригад скорой помощи Запорожья. На протяжении трех с лишним часов она «катала» по городу бомжа, которого отказывались принимать в больницах города.

– Вначале мы приехали в дежурную больницу Коммунарского района. Врачи осмотрели бомжа и сказали: «У него ссадина на лице; возможно, сотрясение мозга. Везите в 5-ю больницу», – вспоминает немолодая женщина-врач. – Приехали в 5-ю. Там даже рентген делать не стали, отправили назад в районную больницу. Едем назад на Космос, оттуда снова отправляют – на этот раз в 9-ю больницу. Едем на Правый, потом снова в районную, где таки приняли нашего бомжа, и мы смогли принять следующий вызов. О соблюдении каких норм приезда к пациенту можно говорить, если мы на одного человека можем потратить три часа?!

 Такие истории в Запорожье не редкость. Пока чиновники бьют себя в грудь и трубят о реформе медицины, рядовые медики без матерных выражений о своем житье-бытье не говорят. Сейчас в большинстве машин скорой помощи есть носилки, «убитое» кресло для фельдшера или санитара и ящик с минимальным набором лекарств. Тогда как подобные авто должны быть укомплектованы оборудованием, необходимым для спасения жизни людей. Включая кондиционеры, чтобы медики и больные не страдали от жары или холода.

– Летом прошлого года скорой помощи области с помпой подарили новенькие авто. Стоимость каждого от 800 тысяч до миллиона 200 тысяч гривен, – вспоминает Анатолий Сидоренко, глава независимого профсоюза сотрудников скорой помощи города Запорожья. – Но до сих пор ни один из этих автомобилей на линию не вышел – они стоят в гаражах. Почему? Потому что машины пришли пустые, в лучшем случае – с носилками. В них нет ни кардиографов, ни дефибрилляторов (аппаратура, необходимая для оказания помощи больным с сердечными приступами. – авт.). Сейчас об этих авто власти стараются не вспоминать. Недавно бердянские коллеги пожаловались на старые автомобили в СМИ, так теперь этих медиков «прессуют», заставляют писать объяснительные и даже заявления на увольнение: мол, нечего было рассказывать журналистам о своих проблемах.

 Действительно, минувшим летом власть помпезно передала «скоропомощным» врачам области 26 новеньких авто марки «Рено» и «Мерседес». Медики радовались обновкам как дети. Еще бы, после убитых УАЗиков и ГАЗелей – такое счастье. Но радость медиков оказалась преждевременной. Новенькие авто они не получили до сих пор.

 Как говорит начальник областного управления здравоохранения Андрей Запорожченко, закупка автомобилей и медицинского оборудования проходила в два этапа. Вначале приобрели машины (которые торжественно подарили медикам). Потом планировалось приобретение необходимого оборудования. Но деньги на его закупку «зависли» в казначействе. И, учитывая дыры в нынешнем бюджете, неизвестно, когда эти средства появятся.

 По улицам разбитых надежд

– Еще осенью нам обещали приобрести новые комплекты одежды. Но так ничего и не приобрели. Мы ездим в форме, которую покупаем сами, – говорит Виктор, врач одной из подстанций Запорожья.

Не будем спешить обвинять власть и главного врача скорой помощи в жадности. У них сейчас есть дела поважнее. В области полным ходом идет реформирование скорой помощи. Служба передана на баланс области, в связи с чем возникло немало проблем. О том, что вначале медиков вообще собирались уволить, «Суббота плюс» уже писала. Обошлось: все сотрудники остались на своих рабочих местах.

Хотя до сих пор у людей нет уверенности в том, что их должности будут сохранены. Сейчас областные власти озаботились созданием единой диспетчерской, которая будет функционировать на ул. Тамбовской, 6 (где сейчас находится «старая» диспетчерская). На реконструкцию здания необходимо три миллиона гривен, работы хотят провести в ближайшие два-три месяца.

 – Помимо перестройки здания, хотят ввести единый номер для вызова медиков – 112. Вызовы разделят на скорые и неотложные. Какой вызов является скорым, будет определять диспетчер, – говорит один из заведующих подстанций скорой помощи в Запорожье.

Да что там разделение вызовов на срочные и неотложные! Срок в 10 минут, за которые медики должны успеть приехать на вызов, практически невыполним! Улицы в частном секторе города разбросаны так, что порой медики полчаса кружат по Калантыровке или Зеленому Яру, пока найдут нужный дом. А на многоквартирных домах зачастую нет табличек с их номерами, и сотрудникам опять же приходится долго искать нужный адрес. «Сейчас говорят, что новую диспетчерскую оборудуют электронной картой региона, а машины снабдят GPS-навигаторами. Но это позволит только контролировать, где в какое время находится машина «скорой», но никак не сократит срок, за который медики смогут добраться до нужного дома», – говорит заведующий запорожской подстанцией.

Добралась реформа и до стационарных больниц города. В 5-й больнице год назад сменили руководителя – коллектив в шоке до сих пор. Сменилось руководство в областной клинике, областном онкологическом диспансере и 9-й городской больнице. Как говорит Надежда Севальнева, начальник городского управления здравоохранения, новые главврачи – отличные специалисты, которые «правильно понимают грядущие реформы в медицине».

Таким образом, пока чиновники вовсю внедряют реформы, жизни простых запорожцев могут быть поставлены под удар. Пока диспетчер определит, к какой категории вызовов отнести ваш звонок, пока машина доедет по разбитым дорогам и обезличенным улицам до вашего дома, может пройти немало времени. И счастье, если врачи успеют приехать вовремя и оказать вам необходимую помощь.

 О реформе жилищно-коммунального хозяйства Запорожья в последнее время не слышал только глухой. Уже почти год город живет в ожидании плодов этого чиновничьего чуда. Сначала нам долго рассказывали, что так дальше жить нельзя, и, в принципе, мы были согласны. С потолка капает непонятно что, к слесарю в ЖЭК не дозвонишься, а если и повезет – то все упрется в типичный ответ «ничего сделать не могу» и «денег нет на ремонт». Депутат городского совета Елена Бондаренко выступила с концепцией реформы ЖКХ, которая предусматривала сокращение административных постов в наших ПРЭЖО и увеличение «рабочих» должностей в ремонтных и производственных отделах.

Также власти планировали создать единую абонентскую службу по приему и обработке обращений горожан, чтобы не содержать отделы с одинаковыми функциями в «Теплосетях», «Водоканале», ПРЭЖО и других коммунальных предприятиях.

Елену Бондаренко поддержал мэр Александр Син. Чиновники, проявлявшие недостаточный уровень энтузиазма по поводу грядущих «покращень», быстро увольнялись «по собственному». Потому что за реформу всем сердцем болел не только мэр, а и одиозный бизнесмен Евгений Анисимов, видевший в ней возможность взять под свой контроль все финансовые потоки жилищно-коммунальной сферы.

В ходе реформы состоялось слияние всех ПРЭЖО города в так называемого единого исполнителя – ГКП «Основание». Штатное расписание осталось таким же, как и раньше: аппарат управления сокращать не стали, а «производство» не увеличилось. Зато в сентябре появилась главная гордость наших реформаторов (потому что других видимых поводов пока не заметно) – открылся колл-центр «Основания», куда можно обратиться со своими жалобами. Долгая массированная реклама сыграла с власть имущими злую шутку: запорожцы поначалу восприняли открытие колл-центра как панацею от всех бед.

Но, как выяснилось уже в первый месяц, колл-центр – всего лишь новая прослойка между жителями и теми же коммунальщиками. С нехваткой денег на ремонт крыши или замену труб по конкретному адресу колл-центр справиться не может – это не входит в обязанности операторов. Зато вам перезвонят, вежливо сообщат номер вашей заявки и скажут, что дырявая крыша поставлена в план работ на ближайший квартал (а то и год!). Главное достоинство наличия полусотни операторов «Основания»: в случае ЧП не надо мучительно соображать, в аварийную службу какого именно КП надо обращаться.

Об экономической эффективности реформирования пока что говорить не приходится. Реформаторы ссылались на то, что запорожские ПРЭЖО были убыточными и сидели на дотациях из городского бюджета, чтобы «закрыть дырки» хотя бы по зарплатам. Мы сверились с дореформенной программой «Дотація житлово-експлуатаційним підприємствам на експлуатацію та утримання житлового фонду комунальної власності на 2011 рік». По ней жилищники всего города за год получали 3,565 миллиона гривен. А по итогам 2012 года, согласно аналогичной программе, эта же субсидия увеличилась почти в три раза – до 10,51 миллиона гривен!

Хотя крыши в домах как текли, так и текут. Кроме того, «Основание» получило 449,3 тысячи гривен субсидии на обслуживание домов, отнесенных к категории ветхого и аварийного жилья. Потому что эти «доходяги» слишком дороги в обслуживании, и плата за содержание таких домов не закрывает фактические затраты по ним. Хотя жители ветхих домов говорят, что представители КП в их краях – большая редкость. Например, жители оставшихся бараков на Павло-Кичкасе своими силами приводят в порядок крыши и полы в подъездах, подкрашивают фасады домов, потому что надежды на помощь коммунальщиков у них давно нет.

Иван Костенко, депутат горсовета от фракции КПУ, считает, что за последние месяцы, ситуация в сфере ЖКХ только ухудшилась:

– Жалоб на услуги ЖКХ в последнее время стало больше. Технику и людей из ЖЭКов забрали, обращения принимает колл-центр, который направляет их в «Основание», а оно снова спускает жалобы в ЖЭКи. А там некому и нечем на эти проблемы реагировать. Так что время, за которое коммунальщики должны решать проблемы горожан, увеличилось.

 Капитализм диктует

 Вы думаете, власти уже достаточно позаботились о нас и можно немного отдохнуть? Как бы не так! Депутаты готовятся принять новый Трудовой кодекс Украины (ТКУ). После его вступления в силу отдыхать будет проблематично. Напомним, сейчас украинцы работают по старому кодексу, который вышел в свет в 1971 году. В нем прописано, например, что работа в выходной день запрещена (конечно, если ввиду вашей профессии вам не нужно спасать людей от урагана и прочих бедствий). Другое дело — новый кодекс. По нему вызывать сотрудника на работу в выходной день можно по любой причине. Для этого достаточно одного слова «надо», произнесенного руководством.

Однако это еще не самые впечатляющие «прелести» нового трудового законодательства, которое придумали депутаты-«регионалы» Василий Хара, Александр Стоян и наш земляк Ярослав Сухой. По их мнению, основная причина замены старого кодекса на новый — несоответствие реалиям капиталистического настоящего. Если же новый ТКУ примут, реалии эти будут таковыми: вместо 8 часов в день нам придется работать 12 часов. Как рассказали в Запорожском областном совете профсоюзов, запорожцам нужно обратить внимание и на другие хитрые статьи кодекса, которые проталкивают «по молчаливому согласию».

Например, новый ТКУ затрагивает вопрос охраны труда на малых предприятиях. Согласно нему, местные власти будут определять фирму-посредника, которая на платной основе проверит, как предприниматели инструктируют своих рабочих. Хотя в старом кодексе прописано, что охраной труда по совместительству может заниматься любой сотрудник предприятия (если он обладает нужными навыками). Фактически это значит, что в будущем у мелкого бизнеса появятся дополнительные статьи расходов (а у чиновников, соответственно, доходов).

Поражает также статья кодекса, по которой любого (!) сотрудника можно уволить, если тот не согласится сделать профилактические прививки. Проект нового ТКУ уже прошел первое чтение. И в этом году депутаты всерьез собираются его принять. Так что пахать по-черному нам придется в самое ближайшее время.

 Вместо послесловия

 Как говорил один киногерой, «за такой короткий срок старое разрушить можно, а создать новое — очень трудно». Это в полной мере можно отнести к нашим реалиям. Местные власти берутся за реформы, под которые выделяются бюджетные средства. В результате на свет появляются неудобные и бесполезные структуры, которые высасывают деньги, а толку от них – ноль.

Какими-то особенными, местными реформами в сфере образования Запорожье пока похвастаться не может. Если происходят какие-либо изменения в учебном процессе школ и вузов, то инициирует их профильное министерство. Причем новации не всегда идут на пользу самим учащимся. Например, изменения школьной программы. Только за последние три-четыре года у старшеклассников появилось около десятка новых предметов. Среднестатистический ученик 10-11 классов сегодня изучает 20 разнообразных дисциплин!

Транспортное безденежье

 Транспортные реформы в Запорожье значатся только на бумаге. Для их реализации банально не хватает денег. Еще во времена мэрства Евгения Карташова говорили о полной замене маленьких маршруток автобусами большой вместимости. Говорят об этом и сейчас. Только деньги на покупку вместительных автобусов власти из бюджета не выделяют. Да и частных перевозчиков не могут вынудить раскошелиться и заменить свой подвижной состав.

 Точно такая же ситуация с электротранспортом города. Половина трамваев и троллейбусов давно отработала свой нормативный срок. Но в этом году в городской казне не нашлось денег ни на покупку, ни на ремонт коммунального электротранспорта.

Наталья Захарова, Ольга Приходько, Сергей Сидоров, Виктория Бутко

http://z-city.com.ua

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: