«Разбитые окна» Александра Сина

 «Самопиар», в котором отдельные неконструктивные журналисты обвиняют Александра Сина, на деле может сослужить городу хорошую службу. Или мог бы: до полного комплекта «Спасителя Запорожья от пьяни и гопоты, алкоголя и преступности» мэру не хватает лишь парочки принципиальных вещей.

А. Ч. Син, разгребающий парк Победы. А. Ч. Син, приветствующий участников джаз-фестиваля. А. Ч. Син, молодцевато крутящий педали велосипеда. А. Ч. Син, улыбчиво позирующий на фоне фестиваля огней. А. Ч. Син, пламенно борющийся с пивным алкоголизмом. Все эти картинки хорошо укладываются в стандартный фотоальбом «Мэр пиарится». Пожалуй, многие из наблюдателей расценивают их именно так. Однако, если задуматься, в «служебном портфолио» действующего мэра есть-таки некоторые отличия от предыдущих.

В мифологии большинство положительных персонажей делится на два типа: боги и культурные герои. Первые созидают и творят. Вторые адаптируют и улучшают. Если набраться смелости и посчитать мэров положительными персонажами, получим сходную картину: кто-то строит мосты, а кто-то закупает тысячу урн. Полезны и те, и другие – если они приходят вовремя. Сейчас Запорожью как раз не хватает мэра с урнами — на мосты денег все равно нет.

«Да лучше бы он с балкой Средней (подпольными казино, откатами, коррупцией – нужное подчеркнуть) разобрался!» — ответят мне. И таки да, это действительно не помешало бы. Но тут есть некоторые нюансы.

Читая давеча «пробу пера» Владимира Сербы, ловила себя на мысли, что все это уже где-то было. О том, что высокий уровень преступности – вина не только и не столько милиционеров, говорил каждый начальник облУВД, которому «фартило» угодить в Запорожскую область. Мне, например, запомнился Виктор Ольховский, который отводил участковым какой-то совершенно мизерный процент влияния на подопечных и слезно-слезно просил у коллегии облгоса детские площадки и кружки авиамоделирования. Понятно, что как-то от ответственности отмазываться надо, но…

На самом деле в учебниках криминологии так и написано: социально-психологические факторы – главные среди всех криминогенных. Если ребенка не воспитывать, его воспитают за родителей. И хорошо бы, чтобы это проходило именно в кружке авиамоделистов (на фестивале огней, на велопробеге и т. п.), а не в подворотне. Азбука.

Но это таки не все, что можно сказать в защиту Сина. Можно еще вспомнить теорию разбитых окон – ту самую, о которой с таким вкусом рассказывал кандидат в мэры А. Син. Помните? Если дворник оставил во дворе кучу осенней листвы – через неделю тут будет свалка (почти народная примета). Если во дворе чисто – гадить как-то неудобно… Теория апробирована и доказала свою эффективность не где-то там в Козлопупинске, а в Нью-Йорке 90-х годов. А там, к слову сказать, за сутки совершалось до 1,5 тысячи преступлений (в Запорожской области – что-то до ста).

В Нью-Йорке начали с борьбы с граффити и безбилетниками. Эти «популистские», казалось бы, меры, сделали в конечном итоге Большое Яблоко самым безопасным мегаполисом Америки. И да, тамошним ребятам тоже намекали, что надо бы заниматься нормальными преступниками, а не «зайцев» по метро отлавливать. А вот нет. Оставьте безнаказанными «зайца» и граффитчика – и они осмелеют. И некоторые из них пойдут дальше.

Меры, принимаемые Александром Сином, укладываются во вполне логичную цепочку: прорекламировать альтернативные способы досуга (велосипед вместо пивасика) – убрать «разбитые окна» (массовые субботники и прочий «Чистый город») – создать условия для сохранения порядка (урны). Син не спешит выполнять столь шустро раздаваемые обещания, но это условно можно списать на неповоротливость бюрократического механизма.

И я действительно уважаю мэра за логичный и основательный поход к решению проблемы. Но в указанной цепочке не хватает последнего звена – наказания нарушителей. И тут – полный упс. Именно наказание мелких нарушителей (демонстративное и на публику) сделало меры нью-йоркского руководства эффективными. Там, кажется, «зайцев» для обыска на платформах метро в шеренги выстраивали, и достаточно надолго.

Однако для этого требуется как минимум два фактора: принципиальные и настойчивые руководители, а также исполнительные низы. На коммунальных предприятиях и особенно в милиции. И с тем, и с другим в Запорожье провал. Более того, предлагая горожанам тысячу за информацию о гадящих соседях, мэр чуть ли не расписывается: от собственных подчиненных и от правоохранителей он особого толка не ждет.

Разумеется, формальных рычагов влияния на ГУ МВД у мэра нет. Зато со своими подчиненными можно бы и не церемониться, и не только на камеру. И неужели влияния на милицию… кхм… «теневого партнера» Сина достаточно лишь для проведения «маски-шоу» у нужных людей? Впрочем, да, заставить работать оболтусов и лентяев гораздо сложнее, да и массовые штрафы накануне выборов – так себе решеньице..

Но без этого звена цепочка обрывается. И останутся выступления Александра Сина лишь кадрами в парадном фотоальбоме.

А жаль.

Ольга Сидорова

http://z-city.com.ua

 

Оставьте комментарий