ЛЕЧЕБНОЕ БОЛОТО. Автор: Богдан Василенко

0Сегодня Запорожье идет по странному пути развития. Нашими попутчиками являються города-призраки, дорога покрыта ухабами социальных потрясений и ямами нищеты и прозябания. Впереди виднеется лишь туман неопределенности. «Куда мы идем?», «Как добраться до цели быстрее?», «Что нас ожидает за очередным поворотом истории?», «Как сделать путешествие в будущее более комфортным для запорожцев?»… Эти вопросы наших провожатых-чиновников не волнуют вовсе. Для них главное — залезть в карман идущего рядом горожанина, пока тот отбивается от комариных укусов насущных проблем

Лет сорок назад в районном центре Ладыжинка (ныне — Черкасская область) проживало более 10 тысяч человек. Районная больница славилась мастерством своих врачей, многие из которых имели бесценный опыт работы во время войны. Ладыжинский колхоз-миллионер занимался выведением новых пород свиней и более стойких видов пшеницы. Были ровные (в основном) дороги, существовала собственная футбольная команда, участвующая в чемпионате области. Постоянно возводились новостройки для молодежи, консервный заводик был загружен работой. Дом культуры находился в идеальном состоянии, всегда готовый принять очередного руководителя из областного центра.

И вот, около сорока лет до Ладыжинки докатилась административная реформа. Село лишили «звания» районного центра — и большинство ладыжинцев поддержало такое решение. Мол, чем дальше будут от нас чиновники, тем спокойнее сможем жить и пользоваться плодами «социалистической собственности» (до сих пор помню советскую поговорку «Всё вокруг — колхозное, всё вокруг — моё»).

Уже через пять лет отсутствия статуса районного центра Ладыжинка потеряла четверть населения. Колхоз был раздроблен между окрестными селами. Дороги покрылись выбоинами. Больница стала амбулаторией, опытные врачи отходили от дел, молодые специалисты не стремились попасть в больницу увядающего на глазах села. Однако в советское время (до независимости Украины) Ладыжинка все еще держалась на плаву: дом культуры продолжали ремонтировать (пусть и без былого рвения), футбольная команда все так же играла в чемпионате области (пусть и на стадионе с поломанными лавками и загаженным коровами полем). Но через десять лет рыночных отношений украинское село стало никому не нужным. И если в районных центрах все еще поддерживается видимость благополучия, то бесстатусные села были приговорены к вымиранию.

Сегодня в Ладыжинке живет около двух тысяч человек. Здесь есть фельдшерский пункт вместо больницы, а также ДК с дырявой крышей и проданным «налево» кинопроектором. Центр села состоит из развалин, оставшихся от магазинов и административных зданий. Единственное, что в Ладыжинке процветает и развивается, так это новое кладбище. Из-за катастрофического старения села и массового алкоголизма крестьян у местного погоста клиентов становится больше с каждым годом.

…На запорожском радио и телевидении начали размещать рекламу ресторанов, концертов и ювелирных магазинов соседнего Днепропетровска. Наш аэропорт не попал в программу модернизации, и до 2020 года денег на его реконструкцию не будет. Частные предприятия задушены поборами чиновников во главе с их начальником-«смотрящим» — в новых офисных башнях офисы размещать попросту некому. Практически пустыми стоят гостиницы: туристы не видят, зачем им сдалось наше Запорожье. В свою очередь, программы городской власти по развитию туризма больше похожи на дерибан бюджетных средств путем печати рекламных брошюр, которые никто не прочитает, и созданию интернет-сайтов, на которые никто не заходит.

«Реформа» ЖКХ постепенно ведет к параличу городской коммунальной системы. Разрекламированные успехи «Водоканала» свелись к затыканию ртов журналистам, которые эти успехи опровергают. У нас в открытую продаются скверы в центре города, которые официально никто даже не приватизировал.

Открытый с помпой завод полупроводников останавливает свою работу — есть данные, что из-за некачественности выпускаемой продукции. Разговоры городских и областных властей о скором воскрешении ЗАлКа похожи на камлания чукотских шаманов, призывающих встать мертвого оленя. ЗАО «ЗАЗ» сокращает выпуск автомобилей — введение дополнительных пошлин на иномарки не сделали «Ланосы» и «Форци» объектами вожделения украинских водителей.

Мировой рынок металла находится в падении, когда это падение прекратится, эксперты не знают — значит, не все хорошо будет и у «Запорожстали». Редкая активность «Искры» и «Радиоприбора» напоминает мне скорее конвульсии висельников, чем плановую работу по выводу предприятий из кризиса.

Слишком мрачно получилось? Что ж, оглашенный диагноз далеко не всегда нравится больному. Но именно этот диагноз и является началом лечения. Однако наши запорожские власти, как упрямый туберкулезник, не только «лечиться» не желают, но и «врачей» не признают. Все эти «программы развития» и «планы улучшения», которые массово плодят чиновники, похожи на желание пришить палец к отсыхающей руке. Хорошим результатом считается не внедрение качественных механизмов управления городом, а выделение городскими депутатами 50 миллионов гривен обанкротившемуся коммерсанту для достройки элитных квартир.

Недавно Киев устами «семейных» реформаторов рассказал о грядущей административной реформе. В результате которой Запорожье потеряет статус областного центра в пользу Днепропетровска. Для нашего города это станет катастрофой, предвещающей окончательный упадок. Но местная власть до сих пор не высказала озабоченность подобными планами столичных руководителей.

И — я уверен — не выскажет. Местные депутаты тихо проголосуют так, как велит партийное начальство. А потом городские-областные «регионалы», крепко обняв «смотрящего», споют нам о пользе и глубинной мудрости подобного решения.

И мы им обязательно поверим. А потом, отойдя немного в сторону от странного запорожского пути развития, найдем болото поглубже и оставим в его глубинах нынешних провожатых. А что, пиявкам и лягушкам тоже будет интересно узнать о всеобщем «покращенні».

Богдан Василенко

http://z-city.com.ua

 

Оставьте комментарий